Споры о названии вируса SARS-CoV-2 ведутся с момента его появления в конце 2019 года. В то время все средства массовой информации называли его «китайским» или «уханьским» вирусом, а ВОЗ и эксперты в области здравоохранения призывали их избегать использования географических названий.
С появлением новых вариантом ситуация стала еще хуже. Их научные буквенно-цифирные обозначения оказались слишком сложны и труднопроизносимы, поэтому в обиходе опять-таки прижились имена с привязкой к географии, например, «британский вариант», «южно-африканский вариант», «вьетнамский вариант». Однако некоторые страны были категорически против такого подхода. Так, например, Министерство связи и информационных технологий Индии потребовало от компаний — операторов социальных сетей удалить весь контент, в котором упоминается «индийский вариант» коронавируса, поскольку это «вызывает недопонимание и наносит ущерб имиджу страны».
В результате Марк Паллен из Института Квадрам (Великобритания), который недавно разработал автоматизированную систему для генерации названий для новых видов бактерий, предложил использовать для создания нейтральных и запоминающихся имен для новых вариантов коронавируса тот же подход, который используется для присвоения имен штормам. ВОЗ приняла это предложение и 31 мая представила новую схему наименований, в которой используются буквы греческого алфавита.
Согласно новой схеме:
- вариант B.1.1.7, который впервые был выявлен в Великобритании, маркирован «альфа»,
- вариант B.1.351, найденный в Южной Африке – «бета»,
- вариант Р.1, или бразильский вариант — «гамма»,
- вариант B.1.617.2, впервые обнаруженный в Индии, — «дельта».
Первыми буквами греческого алфавита ВОЗ обозначила, варианты, вызывающие озабоченность (англ. Variants of Concern, VOC), которые быстрее распространяются, вызывают более серьезные заболевания или сопротивляются лекарствам или вакцинам.
Последние же буквы (с капа по эпсилон) были присвоены вариантам, вызывающим интерес (англ. Variants of Interest, VOI), которые вызывают передачу вируса в сообществе, распространяются в нескольких странах или иным образом оцениваются экспертами как значимые.
Установленные системы для наименования и отслеживания генетических линий коронавируса будут по-прежнему использоваться учеными и в научных исследованиях, поскольку они «передают важную научную информацию», сообщила ВОЗ в пресс-релизе 31 мая.
Сегодня для этого используется номенклатура под названием Pango, которая была создана в апреле 2020 года. Она основана на том, как биологи классифицируют организмы, используя древовидную структуру, где каждая ветвь представляет предков и потомков определенной формы жизни.
Все началось с двух основных версий вируса, которые появились в Ухане в конце 2019 и начале 2020 года, получивших название «A» и «B». Каждая значительная мутация этих цепей — например, появление вируса в новом месте, быстрое увеличение числа случаев или эволюция новых генетических признаков — создает новые ветви, которые обозначаются A.1, A.2 или B.1, B.2 и так далее.
Когда клон развивает свои собственные мутации или ответвления, они обозначаются цифрами после точки. Например, вариант B.1.1.7, впервые обнаруженный в Британии, является седьмым потомком суб-линии B.1.1, которая, в свою очередь, является первым потомком линии B.1.
Чтобы имена не становились слишком длинными, Pango включает ряд замен. Например, имя P.1, связанное с вариантом, впервые обнаруженным в Бразилии, является псевдонимом, под-линии B.1.1.28.
В целом сегодня Pango охватывает 1260 эволюционных линий и 1,7 млн геномных последовательностей вируса, и их общее количество продолжает расти. Впрочем, подавляющее большинство этих мутаций и названий остаются незамеченными публикой. Актуальными становятся только вызывающие озабоченность варианты.
Pango оказалась настолько успешной, что стал мировым стандартом для отслеживания COVID-19. Однако эта система была разработана для ученых, не предполагая, что ее названия будут использоваться журналистами и мировыми лидерами, которые часто путаются и, например, не понимают разницу между штаммами B.117, B.1.1.7 или B.1.17.
Ситуацию должна исправить новая система названий на основе букв греческого, которая будет легче для понимания и запоминания, и поэтому, как написала в Твиттере технический руководитель ВОЗ по COVID-19 Мария Ван Керхов, «поможет общественной дискуссии».
Использованы фото Shutterstock/FOTODOM UKRAINE