– Вступительную кампанию 2022 признали одной из самых провальных за последние годы: не всем ЗВО удалось набрать студентов, даже на бюджетные места. Какие прогнозы на 2023 год?
– Для Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца вступительная кампания в прошлом году была не провальной, а, наоборот, достаточно продуктивной: мы выполнили план госзаказа. Да, мы значительно потеряли студентов-иностранцев, но компенсировали студентами новых специальностей, например «Общественное здоровье» и «Менеджмент в сфере здравоохранения».
В 2023 году вступительная кампания будет разной для разных учреждений высшего образования. Ее успех будет зависеть от нескольких факторов: географического расположения заведения, способности быстро реагировать на вызовы, в частности, создавать условия безопасности в организации образовательного процесса и доверия абитуриентов. По-моему, это два главных компонента. Первый – доверие к ВСУ и ПВО именно того города, где находится заведение. И второй – это доверие к самому заведению высшего образования.
Мы верим в ВСУ и ПВО, но и со своей стороны делаем все возможное для защиты студентов.
У нас обустроены укрытия на 3000 человек. Учебные программы мы адаптировали таким образом, чтобы студенты могли учиться максимально безопасно. У нас есть дистанционная форма обучения, очная форма обучения и множество других вариантов, в том числе и асинхронные формы обучения, что позволяет не подвергать студентов опасности.
– Асинхронные формы? А это как?
– Мы ввели асинхронный формы еще во время ковида, поддерживаем это и сейчас. Это означает, что студенты могут посещать практические занятия вне расписания. То есть приобретать практические навыки тогда, когда они имеют такую возможность. Надеюсь, что вступительная кампания будет удачной и в 2023 году. Тем более, в прошлые годы показали, что первое место среди профильных медицинских учреждений высшего образования всегда за нами. Согласно прошлогодней статистике, желающих вступить в НМУ было вдвое больше даже по сравнению с находящимся на втором месте ЗВО.
– А кто был на втором месте?
– Львовский национальный медицинский университет имени Даниила Галицкого. Многие студенты считают Львов безопаснее Киева. Но сейчас это все относительно, потому что от «прилетов» не застрахован никто.
Если говорить о конкретных цифрах, то ориентироваться по количеству обучающихся на бюджетной форме студентов трудно, потому что мы всегда выполняли бюджетный заказ. Но если говорить о количестве абитуриентов, пришедших на контрактную форму обучения, то в 2021 году у нас было 130 студентов, в 2022 году – 319. И это только по специальности «Медицина» I курс.
Аналогичная картина у нас и по специальности «Педиатрия». Рекордное количество студентов пошло на специальность «Стоматология». Были определенные потери в заочной форме специальности «Фармация». Также хочу сказать, что мы успешно провели набор по новым специальностям «Менеджмент в сфере здравоохранения», «Общественное здоровье» и «Физическая терапия, эрготерапия».
– Все так радужно?
– Нет, не все. Нашей большой проблемой остается уменьшение в сотне раз количества студентов-иностранцев. В 2022 году у нас поступило только 6 иностранных граждан, а в прошлом году, к примеру, было 509 человек. Это большое сокращение, но я уверен, что временное. Очень радует, что мы полностью сохранили контингент, который учился.
Многие иностранцы вернулись уже во время активных бомбардировок.
В настоящее время в Украине находятся 300 иностранных студентов, половина из них проживают в общежитиях университета и посещают занятия офлайн. Кроме того, за последний месяц университет получил около 240 запросов на поддерживающие письма для транзитного пересечения границы студентам, желающим вернуться в Украину.
– Какие специальности в НМУ будут самыми популярными в 2023 году исходя из того, что мы живем в условиях войны и в ближайшем году аналитики не видят ее завершения?
– По-моему, все наши специальности будут привлекательны для абитуриентов, потому что война влияет на все аспекты здоровья. Но если говорить о предоставлении помощи раненым, то этими навыками должны обладать врачи абсолютно всех специальностей. Мы это видели при попытке врага взять Киев.
Кстати, Стоматологический медицинский центр НМУ имени А.А. Богомольца стал первым, который открылся в Киеве после начала войны и долгое время был единственным вообще. Мы начали принимать пациентов 2 марта и ежедневно обслуживали сотни людей, потому что зубную боль перетерпеть невозможно. Лечили всех, кто к нам обращался за помощью, совершенно бесплатно. Оказывали стоматологическую медицинскую помощь горожанам, детям, бойцам.
Сейчас мы также лечим бесплатно бойцов ВСУ и ТРО.
Отдельно хочу сказать о спросе на психологов, который сейчас мы видим. Сейчас в Украине работают многие психологи – выпускники гуманитарных ЗВО, которые не имеют медицинской компоненты в образовании, не знают, что делать с пациентами, у которых добавляются соматические заболевания. Мы разработали программу, позволяющую наверстать эту составляющую, и это ускорит рост количества таких специалистов отрасли именно в то время, когда это очень нужно обществу.
– А как вообще сейчас живет НМУ? Сколько у вас факультетов, кафедр? Сколько учится студентам?
– Несмотря на войну, НМУ продолжает развиваться. У нас сейчас функционирует 9 факультетов, где обучают специалистов 8 специальностей («Медицина», «Педиатрия», «Медицинская психология», «Общественное здоровье», «Менеджмент в сфере здравоохранения», «Стоматология», «Фармация. Промышленная фармация», «Физическая терапия, эрготерапия») и 84 кафедры. Также у нас есть собственная Университетская клиника и консультативно-диагностическая поликлиника, Стоматологический медицинский центр. Они, кстати, выполняют функцию главных клинических баз университета, чтобы обучение студентов максимально происходило у постели больного. Есть отдельный профессиональный медицинский колледж. Работает Институт гигиены и экологии, по мощности предоставления услуг, по-видимому, равен нескольким научно-исследовательским институтам.
Не могу не сказать о нашей библиотеке. Университет имеет доступ к десяткам международных библиотек и научным депозитариям. Преподаватели и студенты могут бесплатно пользоваться их ресурсами, проводить необходимую научную деятельность. Все научные исследования поддерживаются научно-исследовательскими институтами экспериментальной и клинической медицины.
Уже восьмой год успешно функционирует Институт последипломного образования. Он ежегодно увеличивает и количество слушателей и количество кафедр. Кроме того, на сегодняшний день НМУ имени А.А. Богомольца – единственное ЗВО, имеющее обновленную лицензию на последипломное образование.
– Если я не ошибаюсь, раньше такие лицензии не были проблемой. Поправите меня?
– Лицензирование последипломного образования до сих пор не было столь структурированным. Из-за этого получить лицензию было просто, поэтому ее получали провайдеры, у которых не было достаточных на то оснований. Говоря откровенно, многие из них вообще не имели для этого оснований. Сейчас требования стали стандартизироваными и к последипломному образованию. Насколько мне известно, мы первые и единственные, кто получил лицензию нового образца. Следовательно, мы увеличили лицензионный набор вдвое.
– Я хотела еще спросить об университетском стоматологическом центре, о котором мы говорили раньше. Кто может прийти к вам на лечение?
– Каждый, кто нуждается в лечении. Определенным категориям пациентов мы предоставляем услуги бесплатно за счет государственного финансирования. К примеру, в начале марта 2022 года мы оказывали бесплатно абсолютно всю помощь и всем слоям населения. Сейчас оказываем помощь бесплатно бойцам ВСУ и ТРО, а также уязвимым категориям общества.
Относительно высокотехнологичных и дорогих услуг — у нас есть тарифы, утвержденные Минздравом Украины, согласно которым услуги заказываются и оплачиваются абсолютно прозрачно через регистратуру, а средства попадают в бюджет.
– Еще один очень важный вопрос. Есть ли у НМУ договоренности с медучреждениями о трудоустройстве выпускников после окончания вуза?
Трудоустройство можно условно разделить на две части: трудоустройство студента, учившегося за бюджетные средства, и трудоустройство студента, обучавшегося за внебюджетные средства.
«Бюджетники» получают место работы согласно распределению. Есть заказы от департаментов здравоохранения разных областей Украины, города Киева, когда-то, надеюсь, будет и города Севастополя. Соответственно, исходя из своего рейтинга студент может выбирать себе место будущей работы.
Если говорить о контрактной форме обучения, то у нас есть договоренности с частными медицинскими учреждениями, а также с клиниками, относящимися к Национальной академии медицинских наук Украины. Они размещают конкурсное предложение и могут выбирать для себя будущих сотрудников.
У нас был опыт работы с частной клиникой «Оберіг», которая не только оплачивала студентам обучение в интернатуре, но и платила достойную зарплату. Для выпускника это очень хороший шанс сразу после завершения обучения получить финансовую независимость.
– Очень важно, чтобы человек понимал, какие есть шансы найти свое место под солнцем после окончания ЗВО.
– Мы активно сотрудничаем со многими мощными медицинскими учреждениями, как государственными, так и частными. И у наших студентов есть все шансы получить хорошую работу. Но хочу отметить, что это касается хорошо учащихся студентов, а не тех, которые думают, что их обязаны трудоустроить. По моему опыту, мотивированные студенты никогда не испытывают проблем с трудоустройством. Сейчас большой запрос на мотивированных выпускников во всех сферах здравоохранения, начиная от больниц, заканчивая нашим университетом. Между прочим, в странах Евросоюза тоже.
– А диплом НМУ имени А.А. Богомольца следует подтверждать в странах ЕС?
– Это тоже интересный вопрос. Часто на этом спекулируют не чистые на руку ЗВО во время вступительных кампаний.
Медицина – во всех странах контролируемая государством отрасль, и нужно четко различать вопросы получения диплома и доступа к профессии.
С признанием нашего диплома нет никаких проблем – это стандартная процедура, и большинство стран признают диплом выпускника НМУ. Но если говорить о доступе к профессии, то есть дополнительные условия. Часто это сдача ряда специфических экзаменов, начиная от знания языка, заканчивая спецификой профессии. Для США или Канады это вообще особая процедура. Для многих стран Европы – это также распространенная практика и специфична для каждой страны.
– Вопрос, который я не могу вам как ректору не задать. Довольно долго за НМУ была закреплена негласная репутация одного из коррумпированных ЗВО Украины. Как с этим сейчас?
– Мы над этим работаем постоянно и системно, чтобы эту «репутацию» отмыть. Создали новые механизмы для предотвращения коррупции. Во-первых, проводим статистические наблюдения, мониторим графики успеваемости студентов и обращаем внимание на несоответствия, если таковые появляются.
Во-вторых, создали механизмы, защищающие от коррупции. Теперь каждый студент имеет право на независимую оценку при повторной пересдаче. Естественно, работают ящики для сообщений и телефон доверия. В НМУ есть уполномоченный, работающий ежедневно, полный рабочий день, общающийся со студентами и преподавателями, и это также приносит свои результаты.
Еще мы отменили «отработку». Ученый совет НМУ определил количество часов, которые должны быть отработанными. В большинстве случаев это 75% занятий, и если студент пропустил 1-2 занятия, может их не отрабатывать вообще. Другое дело, если студент не посещал необходимое количество часов, он должен пройти курс еще раз. Независимо от того, была ли проблема вынужденной, а причина – уважительной.
Если студент не прошел, например, курс по неотложной медицине, его пациенту безразлично, болел ли он и имеет справку, или поехал в село на свадьбу.
В таком случае, я считаю, что это не наказание, а возможность получить важные для будущей профессии знания.
Второй механизм касается пересдачи. Студент имеет несколько попыток сдать зачет или экзамен, и когда доходит до последней попытки, он может пересдавать либо преподавателям кафедры, либо независимой комиссии. Председательствует в комиссии один из проректоров, в состав входят независимые эксперты по этой же специальности, не имеющие никакого отношения к кафедре, никакого конфликта интересов. Для студентов важно чувствовать себя защищенными.
Я бы еще хотел отметить сотрудничество с органами студенческого самоуправления. Представители студсовета и студенческого профкома входят в ежедневно проводимый ректорат. У нас есть возможность мониторить, а они – возможность обратиться и быть услышанными. Мы также сотрудничаем с научным студенческим обществом. Для наших студентов созданы условия свободного доступа к руководству и администрации университета.
— Какие планы у вас как у ректора на ближайшие годы?
– Мы находимся на конечном этапе структуризации обучения клиническим дисциплинам и четко определяем, какую часть часов студент должен усвоить в учебном классе, что – в симуляционном центре, а что – у реального больного.
Мы хотим, чтобы в прошлом осталось время, когда студент заходил в больницу, чтобы учиться так же, как учился в учебном классе.
В клинике студент должен выполнять подлинную клиническую работу под контролем опытных специалистов. Все эти планы уже реализуются. Кроме того, мы строим нашу Университетскую клинику, потому что без практических компетентностей врачом стать невозможно.
– Украина многое прошла за этот год. А что за год лично вы прошли?
– Я понял, зачем живу здесь. Четко осознал, зачем мы учим студентов медицины именно в Украине и насколько важное дело делаем. За этот год мы научились особо ценить друг друга, ценить то, что имеем, свою семью, друзей, страну. Научились не бояться ни врага, ни неопределенности. Мы поняли, что наш университет силен и несокрушим, так же, как Украина и весь украинский народ.
Фото: пресс-центр НМУ им. А.А.Богомольца