Омолодиться не получится
Рост человека зависит, как правило, от его эндокринного статуса – уровня гормонов и слаженности их действия в организме. «Первую скрипку» в этом оркестре играет гормон роста, или соматотропин, который отвечает за увеличение костей в длину и ширину, рост мышц, внутренних органов, а также участвует в обмене веществ, например, стимулирует синтез белка. Его главная роль – образование и обновление разных тканей с накоплением энергии.
Гормон роста представляет собой белок, состоящий из 191 аминокислоты. Вырабатывается он в гипофизе и в течение суток выделяется периодически, скажем, под влиянием стресса или физической активности, но больше всего – во время сна. Действует он в организме не напрямую, а опосредовано – через инсулиноподобные факторы роста.
У детей и подростков гормон роста синтезируется в большем количестве, чем у взрослых, а к старости его секреция становится минимальной. За эту особенность ученые называли его гормоном молодости. Была даже идея, что с помощью соматотропина можно отдалить старость. Ведь применяются же при климаксе эстрогены, так почему бы пожилым людям не проводить заместительную терапию гормоном роста? Но эксперименты показали, что не все так просто. Когда инъекции гормона делали молодым мышам, те росли быстрее и были крупнее своих сородичей, но умирали раньше обычного. Гормон роста как бы ускорял все циклы жизни, тем самым сокращая ее. Когда же его вводили старым мышам, они продолжали здравствовать, когда контрольная группа уже вымирала.
Однако для людей этот способ «омоложения» неприемлем из-за побочных эффектов: задержка жидкости с отеками конечностей, артралгии, миалгии, нарушение толерантности к глюкозе, внутричерепная гипертензия, карпальный туннельный синдром (боль в кисти, нарушение чувствительности пальцев из-за сдавливания нерва окружающими тканями). При наличии в организме различных опухолей гормон может стимулировать их развитие. Мало того, при длительном применении гормона роста людьми, у которых его уровень в норме, возникают необратимые изменения внешности. Становятся шире кости, растут кисти рук, стопы, уши, нос, зубы и подбородок. Могут также увеличиться сердце и почки, что чревато развитием болезней. Точно такая же картина наблюдается при акромегалии. Эта патология развивается у людей, гипофиз которых вырабатывает много соматотропина, а линейный рост костей уже невозможен, поскольку половое созревание завершилось и закрыты точки роста на концах костей.
Главный «сжигатель жира»
Соматотропин во многом отвечает и за то, какого объема талия будет у человека. Это регулируется сложным механизмом: когда в организм не поступает пища, снижается уровень глюкозы и инсулина, а секреция гормона роста повышается. Именно под его влиянием жирные кислоты высвобождаются из жировых депо и становятся топливом для всех энергетических процессов в организме. Больше всего жиры «сжигаются» ночью, так что мы во сне не только растем, но и худеем. Если же есть перед сном, то должной активизации гормона роста не будет, и лишние питательные вещества превратятся в отложения жира. По мере старения работа этой системы нарушается: достаточно незначительного и непродолжительного увеличения уровня глюкозы в крови, чтобы выделение гормона роста существенно затормозилось. А коль его мало, жир постепенно накапливается. В детстве же механизм энергообеспечения работает парадоксально: уровень гормона роста и жирных кислот в крови одновременно высокий, поскольку и тот, и другие крайне необходимы для развития организма.
Исследования последних лет показали, что у женщин синтезируется больше гормона роста, чем у мужчин. Есть гипотеза, что он влияет на настроение, эмоции и даже мыслительный процесс. А то, что соматотропин важен для иммунной защиты, уже доказано.
Избыток и недостаток
Скорость роста ребенка зависит от конституциональных и наследственных особенностей, но она должна вписываться в пределы нормы. При малейшем подозрении на то, что есть отклонения в ту или иную сторону, стоит пройти медицинское обследование.
Если ребенок растет, как на дрожжах, надо проверить уровень гормонов щитовидной железы, чтобы исключить гипертиреоз. При относительном избытке половых гормонов он тоже может быть выше сверстников, но с окончанием полового созревания, а значит, и закрытием зон роста перестанет тянуться вверх. Гигантами из-за гормона роста люди становятся редко. Это возможно, если в детстве образовалась аденома гипофиза, или он был поврежден в результате травмы либо хирургического вмешательства, что повлекло за собой чрезмерную выработку соматотропина. Причиной патологически большого роста, чаще бывают не эндокринные нарушения, а поражения мозга, например синдром Сотоса, или соединительной ткани.
В целом же гораздо больше людей страдают по причине малого роста. И примерно в 8–9% случаев это связано с нехваткой соматотропина, уровень которого определяют по концентрации основного инсулиноподобного фактора роста (ИФР-1) и связывающего его белка (ИФРСБ-3). Появляясь на свет, такие малыши имеют нормальную длину тела. Замедление роста обычно становится заметным у них в дошкольный период, и костный возраст отстает от реального (устанавливается при рентген-обследовании). Эта патология называется гипофизарный нанизм. Если ее не лечить, регулярно делая инъекции соматоропина с как можно более раннего возраста и до окончания пубертатного периода, рост взрослой женщины не будет превышать 125 см, мужчины – 145 см.
Случается и так, что уровень соматотропина в норме, а ребенок все равно не растет. Это может быть синдром Коварски, при котором гормон роста имеет генетический дефект, а потому биологически не активен. А для синдрома Ларона характерен даже повышенный уровень соматотропина на фоне выраженной задержки роста. Причина болезни в том, что гормон роста не может связываться на поверхности клетки со своим рецептором, поскольку тот имеет повреждение. В таких случаях желаемый результат дает применение ИФР-1. Кстати, недавно было установлено, почему самые маленькие люди на планете – пигмеи, живущие в тропических лесах Северного Заира – не выше 1,4 м. У них в норме и уровень гормона роста, и концентрация инсулиноподобного фактора, но клетки не реагируют на него должным образом, так как нарушены функции рецептора ИФР-1.
Существует еще множество причин задержки роста. Это гипотиреоз, избыток глюкокортикоидов, хроническая почечная недостаточность и др. Карликовость может быть даже психологической. Этот феномен иногда наблюдается в проблемных семьях. Если родители не отдают ребенку свое душевное тепло, у него может быть задержка роста с отставанием костного возраста и умственного развития. Такие дети могут иметь повышенный аппетит, страдать энурезом, часто проявлять агрессивность. В нормальных условиях они начинают расти, но интеллект остается сниженным на всю жизнь.
Лечить нельзя медлить?
В большинстве случаев низкорослости детям необходим препарат гормона роста. Сейчас генно-инженерный соматотропин выпускают несколько зарубежных фармацевтических компаний, недавно появился и отечественный препарат.
Если ребенок, получающий гормон роста, становится выше на 1 см в месяц, это свидетельствует об эффективности терапии. В некоторых случаях гормон роста требуется человеку пожизненно, в постепенно уменьшаемых дозах, для поддержания метаболизма.
Лечение соматотропином весьма дорогостоящее, но с 2001 года вступило в силу положение, которое обязывает государственные органы здравоохранения Украины обеспечивать нуждающихся в нем детей бесплатно. Впрочем, в этой сфере медицины, как и в целом в отрасли, проблем не меряно. Сказывается и финансовый фактор, и человеческий – дети поздно попадают к специалистам или врачи не распознают патологию, родители нерегулярно делают инъекции… А на Западе все маленькие люди в основном уже солидного возраста. Детей вовремя лечат, и они растут, как здоровые сверстники.
Использованы фото Shutterstock/FOTODOM UKRAINE