С Гулей Поготовой мы встретились в парке Марии Заньковецкой, неподалеку от памятника Георгию Гонгадзе.
– Я присоединилась к эко-инициативе Greening The Planet и высадила вместе с редакцией «Украинской Правды» шестнадцать кленов и сакур – будущую Аллею свободы слова. Я посадила сакуру, которая через несколько лет зацветет и будет радовать людей, отдыхающих в парке.
На первый взгляд, одно дерево – это капля в море, но море состоит из капель. Люди в ста странах мира присоединились к украинской акции Greening The Planet и высаживают миллион деревьев в разных уголках планеты, чтобы привлечь внимание к проблемам экологии, – говорит Гуля Поготова.
Накануне Дня окружающей среды у нас возник ряд экологических вопросов к Гуле Поготовой как к человеку с большим опытом в фармсфере.
Первые упоминания о присутствии лекарственных средств в окружающей среде встречаются в научных публикациях 1965–1976 годов. Масштабные исследования начали проводить позже – в 90-е. Именно тогда наличие фармполлютантов в природных экосистемах начали рассматривать как новую масштабную экологическую проблему.
– По данным компании QuintilesIMS, объем мирового фармацевтического рынка растет с каждым годом. Это значит, что растут угрозы экологии. Каким должно быть современное фармпроизводство для того, чтобы не стать глобальной угрозой для экологии?
– В западных СМИ фигурирует информация о том, что страны ЕС ежегодно тратят на борьбу с загрязнением окружающей среды более 100 млрд евро. И в украинском бюджете в 2020 году была предусмотрена сумма в 8 млрд гривен на эти же цели. Кроме того, Кабинет министров утвердил Национальную стратегию управления отходами до 2030 года, но эта программа если и работает, то не заявляет о себе в голос. Согласно данным из открытых источников, у нас в стране ежегодно появляется до 500 млн тонн мусора, из которых перерабатывается только 5%, остальные 95% навсегда остаются гнить на полигонах.
Относительно отходов фармпроизводства: специфика отрасли такова, что их количество достигает 8–10 млн тонн в год. Около 60% – условно безопасны, остальные 40% – опасные. Фармацевтические производства сегодня являются глобальной проблемой для экологии: фармполлютанты обнаруживают в почве, поверхностных, сточных и грунтовых водах и даже в питьевой воде.
Без производства лекарственных средств у человечества шансов мало – пандемия COVID-19 стала тому наглядным примером. Но если мы говорим о том, каким должно быть фармпроизводство, чтобы не стать угрозой для окружающей среды, могу сказать, что в первую очередь – честным.
Мало использовать дешевую рабочую силу, как это делается на большинстве предприятий, нужно заботиться о безопасном производстве и такой же безопасной утилизации отходов. Когда вы сами себе задаете вопросы и честно на них отвечаете, тогда и производство становится честным и экологичным.
– Насколько важно следовать эко-трендам при производстве упаковки лекарственных средств?
– К сожалению, упаковка «продает». А эко-упаковка плохо продает. Она не впечатляет потребителя, не завлекает, не завораживает. Поэтому насколько быстро мы придем к эко-упаковке, я не знаю. Это касается не только фармпроизводства, но и других промышленных отраслей. Наверное, наше общество еще не готово и не созрело платить за экологию. Хотя, как мы видим, в супермаркетах эко-пакеты начинают приживаться.
– В странах ЕС еще в 2000 году был разработан уже упомянутый выше принцип сбора ненужных или просроченных лекарственных препаратов у населения. Возможна ли, по вашему мнению, подобная инициатива в Украине?
– Я считаю, что в нашей стране вполне возможно успешное внедрение сбора ненужных или просроченных лекарственных средств у населения. Мы уже видели, что общество готово сортировать мусор, особенно в больших городах. Хотя для сел эта тема всегда была актуальной. В доме было три ведра – одно для пищевых отходов, которыми потом кормили животных, другое – для горючих отходов и третье для того, что нужно выбрасывать. И кто в этом плане более подготовлен? Над этим стоит задуматься.
Все, что связано с экологией, украинцы воспринимают очень хорошо. Но инициатором должна выступать власть. У нас есть успешные примеры: в Украине установлен один из самых высоких в мире «зеленых» тарифов, по которому государство гарантировано выкупает произведенную «зеленую» энергию у инвесторов до 2030 года. И таких инициатив много.
— Т.е. это должна быть прерогатива государства?
— По сути да. Государство как лидер должно проявить инициативу. Тогда и частный бизнес получит возможности развернуться в этом направлении. Я люблю приводить пример США. Большой вклад в решение «мусорного вопроса» сделал в середине 1920-х клан Гамбино. Интересно, что еще в начале 1990-х главным боссом мусорной индустрии США был личный водитель Карло Гамбино Джеймс Фаилла. Так вот, за чистоту улиц и своевременный вывоз и утилизацию отходов отвечала мафия, которая заручилась поддержкой профсоюзных лидеров и членов правительства. Те, кто сотрудничать отказывался, выбирал между пулей и драконовским штрафом. Как вы понимаете, на улицах очень быстро стало чисто (улыбается).
– И не могу не спросить: а как вам сегодняшняя акция?
– Мне очень нравятся такие инициативы. Это про осознанность и выбор не оставаться в стороне от проблем экологии. Ведь посадить дерево несложно, и если каждый посадит хоть одно возле своего дома или возле офиса, наш город изменится. А еще это очень хороший пример для детей со стороны родителей, который учит созидать.
P.S. Сакура, которую посадила Гуля Поготова, уже цветет.
Читайте также: Delta Medical Promotions AG получила международный сертификат ISO 22000.