Античность и средневековье
Гален рекомендовал беременным женщинам употреблять настойку из улиток в качестве профилактики водянки плода, а также использовал их для лечения боли, связанной с ожогами, абсцессами и другими ранами. Плиний же и вовсе считал улиток лекарством от всех болезней. Он утверждал, что золотуху можно вылечить с помощью очень сухих старых улиток, а пациентам с болями в животе следует назначать их жареными на углях. По его наблюдениям улитки, раздавленные вместе со скорлупой и
настоянные на вине, увеличивали скорость родов, улучшали общее состояние при кровохарканьи, снимали головокружение, помогали бороться с обмороками и приступами безумия.
В средние века французский хирург Амбруаз Паре, считающийся одним из отцов-основателей современной медицины, рекомендовал улиток против сибирской язвы. А Универсальная Фармакопея, составленная Николя Лемери в 1738 году во Франции, содержит рецепт «улиточной воды»: «Улиток моют и раздавливают в мраморной ступке вместе со скорлупой. Затем их помещают в большую стеклянную банку, расположенную на водяной бане, в которую наливают свежее молоко ослицы. Смесь хорошо перемешивают деревянным шпателем и оставляют томиться на 12 часов, после чего перегоняют. Полученная дистиллированная вода подвергается воздействию солнца в течение нескольких дней в стеклянной бутылке, а затем используется как наружное средство для освежения и очищения кожи лица или принимается внутрь в дозировке от 1 до 6 унций для лечения чахотки или болезней почек».
Взлет и падение
В XIX веке интерес к улиткам также был высок. Французский врач Жорж Таренн в 1808 году опубликовал книгу о способности их слизи лечить грыжи. Десять лет спустя «Новый словарь естествознания» в статье, посвященной улиткам, сообщал, что в качестве отвара они используются для лечения болезней горла, а их слизь помогает женщинам поддерживать кожу гладкой и нежной. Врачи того времени часто использовали улиток как лекарство от туберкулеза, воспаления легких, бронхита, простуды, гастрита, желудочно-кишечных расстройств, а также любых кожных проблем и сыпей. Улитки также считались отличным средством для лечения воспалительных заболеваний горла, а певцам их рекомендовали для восстановления голоса.
Столь широкий терапевтический диапазон требовал достойного ассортимента лекарственных средств, и европейские аптекари старались вовсю. Из улиток они готовили мази, настойки, пасты, порошки, таблетки, сиропы и даже шоколад. Неудивительно, что в середине XIX века изображение улиток, нанизанных на нитку как четки, часто украшало вывески аптек.
В ХХ веке интерес медиков и фармацевтов к улиткам утих, хотя некоторые исследования все же проводились. Так, во Франции в 1950-х годах был разработан противокашлевой препарат, обладающий спазмолитическими и разжижающими свойствами для лечения коклюша и хронического бронхита. Его действующим веществом стал экстракт слизи улиток Helix pomatia – гелицидин. Эффективность этого вещества была тогда доказана клиническими испытаниями и практическим опытом применения препарата, а вот его механизм действия выяснили только в 1999 году.
Группа исследователей фармацевтического факультета университета города Илькирш-Граффенштаден (Франция) продемонстрировала, что бронхорелаксантный эффект гелицидина связан с высвобождением простагландинов Е2.
Триумфальное возвращение
В XXI веке улитки вновь вернулись в научные лаборатории. Все началось с наблюдения рабочих, занимающихся разведением съедобных улиток в Чили. После того как на их кожу попадала слизь, порезы и ранки заживали легко и быстро, а старые шрамы рассасывались. Благодаря этому факту появились салонные косметические процедуры с участием улиток, были разработаны различные кремы и гели, которые теперь можно найти на полках аптек и магазинов.
Эффективность слизи улиток для регенерации кожи доказана как в лабораториях, так и в клинических исследованиях, однако механизм ее терапевтического действия остается до конца непонятным. Ученые установили, что слизь улиток на более чем 90% состоит из воды, но содержит и много других соединений. Косметические
компании утверждают, что ключевыми ингредиентами в ней являются аллантоин и гликолевая кислота, однако они присутствуют в очень низких концентрациях. Поэтому ученые считают, что эти вещества работают только за счет взаимодействия с другими компонентами слизи.
В 2004–2005 годах в США и ЕС был одобрен выход на рынок препарата, который представляет собой синтетическую форму нейропептида из яда морской улитки. Блокируя кальциевые каналы нейронов, он оказывает мощное обезболивающее действие. Во время клинических испытаний этот анальгетик снижал интенсивность боли на 53% (по сравнению с 18% для плацебо) и действовал даже у пациентов, нечувствительных к морфину, не вызывая зависимости.
Интересно, что состав этой субстанции постоянно меняется. Если улитка спокойно ползет, ее секрет очень жидкий и прозрачный, а если ей нужно зафиксироваться на вертикальной поверхности, слизь становится вязкой и клейкой благодаря выделению высокомолекулярных белков. В состоянии гибернации секрет и вовсе застывает, образуя жесткую пленку, запечатывающую вход в раковину. Такая изменчивость затрудняет изучение слизи, но в то же время открывает для ученых новые возможности. Особый интерес для них представляет, например, пенистый секрет муциновых, альбуминовых и слюнных желез улитки, который выделяется и попадает в слизь в стрессовых ситуациях – при нападении хищника и приложении внешней силы, под действием высокой температуры, УФ- или ионизирующего излучения. Предполагается, что эта субстанция может помочь в лечении радиодерматитов, возникающих у онкобольных после лучевой терапии.
Ученые активно исследуют и антибактериальные свойства улиточной слизи, которая, вероятно, может стать основой для новых антибиотиков. Так, недавнее исследование, проведенное сотрудниками Школы фармации и биомолекулярных наук Университета Брайтона (Великобритания), подтвердило, что слизь коричневых садовых улиток убивает один конкретный вид бактерий в лабораторных экспериментах. Это микроорганизм под названием Pseudomonas aeruginosa, который может вызывать пневмонию, хронические раневые и респираторные инфекции у людей с муковисцидозом. В ходе экспериментов слизь остановила рост 20 различных штаммов этих бактерий. Однако ученые не заметили, чтобы она действовала против других патогенов. Пока им также не удалось найти ключевой активный ингредиент, т.е. конкретный пептид или белок, который убивает бактерии. Сегодня есть три «подозреваемых», и исследования продолжаются.
Еще одно перспективное направление «улиточной фармацевтики» – исследования гемоцианинов. Это группа дыхательных медьсодержащих пигментов, функциональных аналогов гемоглобина. В отличие от гемоглобина, входящего в состав эритроцитов, молекулы гемоцианина растворены в гемолимфе – жидкости, циркулирующей в сосудах и межклеточных полостях улиток и других беспозвоночных с незамкнутой системой кровообращения. Ученые рассматривают возможность применения гемоцианина в медицине в качестве компонента противоопухолевых вакцин. Дело в том, что при образовании конъюгатов с опухолевыми антигенами он существенно повышает их иммуногенность то ли за счет преодоления иммунологической толерантности, то ли благодаря усилению иммунного ответа. Сегодня проводятся клинические исследования противоопухолевых вакцин против В-клеточной лимфомы и колоректальной карциномы, в которых молекулы гемоцианина соответственно соединены с идиотипическими и антиидиотипическими антителами.